Выдержки из методики приема экзаменов

!!!В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА ПОДПИСИ НАХОДИТСЯ НОВАЯ МЕТОДИКА ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ!!!

Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена (первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).
Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки (три месяца), полученной на теоретическом экзамене. В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее — билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС:
комплект 1 («А» и «В») — для кандидатов в водители ТС категорий «А», «В»;
комплект 2 («С» и «D») — для кандидатов в водители ТС категорий «С», «D», «трамвай» и «троллейбус».
Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний.
Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
Экзаменационный билет формируется следующим образом: все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы №№ 1-5 экзаменационных билетов, утвержденных ГУ ГИБДД МВД России; вторая — №№ 6-10; третья — №№ 11-15 и четвертая — №№ 16-20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы.
Экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре.
В ходе экзамена на экране монитора отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена.
Графическое изображение вопросов на экране монитора идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России.
Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (повторным нажатием соответствующей клавиши).
Информации о правильности ответов на вопросы билета отображается на экране монитора только по окончании ответа на все вопросы билета либо по истечении отведенного на экзамен времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил на все 20 вопросов билета, допустив не более 2-х ошибок. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».
Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА НА АВТОДРОМЕ (ПЕРВЫЙ ЭТАП)

Первый этап практического экзамена проводится на автодроме (далее — площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС.

КОМПЛЕКСЫ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ СОДЕРЖАТ:
Для кандидатов в водители ТС категории «А» 3 упражнения:
упражнение № 1 — «габаритный коридор», «габаритный полукруг», «разгон-торможение»;
упражнение № 2 — «змейка», «колейная доска», «управление на малой скорости»;
упражнение № 3 — «габаритная восьмерка»;
Для кандидатов в водители ТС категории «В», «С» и «D» 3 упражнения:
а) вариант 1:
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 6 — «змейка»;
б) вариант 2:
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 7 — «разворот».
в) вариант 3:
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 6 — «змейка»;
упражнение № 8 — «въезд в бокс».
Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена.
Для кандидатов в водители ТС категории «Е» («В+Е», «С+Е», «D+Е») 2 упражнения:
упражнение № 9 — «постановка к платформе задним бортом»;
упражнение № 10 — «прямолинейное движение задним ходом».

Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
Первый этап практического экзамена проводится следующим образом: кандидаты в водители выполняют в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом.
Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
Контроль при выполнении упражнении осуществляется экзаменатором визуально. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, при необходимости подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная — «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.
В случае, если кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.
При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном — «НЕ СДАЛ».
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ
Категория «А»
— отклонился от заданной траектории движения -5
— сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -5
— коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -5
— не подал рукой сигнал левого поворота (разворота) -5
— остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией «СТОП» или пересек ее -5
— при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -3
— подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины «габаритного коридора» — 3
— не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую — 3
— не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе — 3
— не выполнил временной норматив при движении в «габаритном коридоре» с малой скоростью — 3
— не подал рукой сигнал торможения — 1
— произвел резкое торможение (блокировка колеса) перед линией «СТОП» — 1
— не включил ближний свет фары — 1
Категории «В», «С», «Д», «Е»
— не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на наклонном участке (эстакада) -5
— допустил откат ТС при трогании на наклонном участке более величины L(20 см) (эстакада) — 5
— сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки — 5
— не въехал задним ходом в пределы элемента (Бокс, параллельная парковка) — 5
— пересек линию «СТОП» (по проекции переднего габарита ТС) — 5
— отклонился от заданной траектории движения — 5
— при выполнении упражнения двигатель заглох (эсиакада) — 3
— при выполнении упражнения двигатель заглох (остальные элементы) — 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(ВТОРОЙ ЭТАП)

Форма проведения экзамена — индивидуальная. При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается также присутствие собственника ТС либо его представителя (далее — владелец ТС).
Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором. Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или владельцем ТС в начале маршрута, двигатель — прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
Маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:
проезд регулируемого перекрестка;
проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
левые, правые повороты и разворот;
перестроение в рядах на участке дороги, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении;
обгон;
движение с максимальной разрешенной скоростью;
проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС;
торможение и остановку при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку.
Маршрут должен учитывать особенности выполнения вышеперечисленных действий на ТС различных категорий.
Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно — после получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».
В случае выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора, предусмотренных пунктом 2.5 настоящей Методики, допускается сокращение продолжительности экзамена.
По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС (при отсутствии собственника ТС), контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.
Команды кандидату в водители подаются экзаменатором четко и своевременно. Предлагается кандидату в водители самому определять оптимальный порядок действий. Например, команды развернуться или остановиться должны подаваться соответственно в следующей форме: «Выберите место для остановки и остановитесь» или «Выберите место для разворота и развернитесь».
Запрещается провоцировать кандидата а водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.
При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия экзаменатор или собственник ТС (при его присутствии) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Второй этап практического экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».
Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие.
В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую -1.
Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ
— Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество — 5
— Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество — 5
— Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления — 5
— Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика — 5
— Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3 — 5
— Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) — 5
— Нарушил правила выполнения обгона — 5
— Нарушил правила выполнения поворота — 5
— Нарушил правила выполнения разворота — 5
— Нарушил правила движения задним ходом — 5
— Нарушил правила проезда железнодорожных переездов — 5
— Превысил установленную скорость движения — 5
— Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения — 5
— Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП — 5
— Нарушил правила остановки — 3
— Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой — 3
— Не выполнил требования знаков особых предписаний и информационно-указательных знаков, дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12) — 3
— Не использовал в установленных случаях аварийную световую сигнализацию или знак аварийной остановки — 3
— Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении — 3
— Не пристегнул ремень безопасности — 1
— Несвоевременно подал сигнал поворота — 1
— Нарушил правила расположения ТС на проезжей части — 1
— Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий — 1
— Двигался без необходимости со слишком малой скоростью — 1
— Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП — 1
— Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом — 1
— Допустил иные нарушения ПДД — 1
— Неправильно оценивал дорожную обстановку — 1
— Не пользовался зеркалами заднего вида — 1
— Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плавность движения — 1
— Допустил полную или частичную блокировку колес транспортного средства при торможении — 1